Фрагмент для ознакомления
2
Раздел 1. Введение в спортивную психологию
Тема 1.1. Предмет и задачи спортивной психологии
Задание 1.
а) Ответ: Психология спорта — область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления различных психологических механизмов в спортивной деятельности.
б) Ответ: Цели: Изучение психологического здоровья каждого отдельного спортсмена; создание базы данных, в которой будет храниться полученная диагностическая и терапевтическая информация; составление плана действий на основании полученных данных, а также поиск наилучших путей индивидуального или командного развития.
Задачи: Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
- психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
- выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
-определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
-определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
- психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
в) Ответ: Современная психология спорта тесно связана с теорией и методикой физического воспитания, социологией спорта, теории и методике видов спорта. Все перечисленное касается психологии спорта. Она раскрывает психические возможности человека в максимально напряженных условиях деятельности: спортивный рекорд - это открытие возможностей, реализация психомоторных способностей человека. Развитие психических способностей - это не только рост, но и качественные изменения, обусловливающие возникновение новообразований и новых психических способностей.
Задание 2.
Ответ: Спортивная психология пока еще в большей степени является психологией психодиагностики, регуляции, коррекции. Она не нашла должного отражения в проблеме психологического здоровья и благополучия спортсменов. На сегодняшний день можно выделить три основные группы психологических проблем спорта: социально-психологические проблемы руководства, управления и организации спорта как социального явления; психолого-педагогические проблемы подготовки спортсменов во всем ее объеме. Это психологические проблемы спорта, воспитания, обучения технике и тактике и проблемы педагогического руководства и управления подготовкой спортсменов. А также собственно психологические проблемы самой научной дисциплины. Эти проблемы (разработка методического аппарата психологии спорта, методов психологического воздействия) разработаны и разрабатываются, но пока эффективность такого рода разработок недостаточна. Как правило, тренеры, спортсмены пытаются решать свои психологические проблемы, основываясь в большей степени на житейский опыт, без учета психологических закономерностей спортивной деятельности.
Недостаточно изучаются вопросы формирования личности в спорте, что является ключом к решению многих психологических проблем, возникающих в процессе спортивной деятельности.
Задание 3.
Ответ:
Конспект: Интенсивное развитие психология спорта получила после II Мировой войны. В 1965 г. по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован 1-й конгресс по психологии спорта. В настоящее время также продолжает свое развитие спортивная психология и набирает свою популяризацию по ряду причин.
Психология спорта изучает принципы и механизмы саморегуляции, целенаправленного поведения в условиях спортивной деятельности, требующей максимальной мобилизации возможностей спортсмена. Практическая часть, в спортивной психологии, заключается в обеспечении достижения спортсменом наивысших личных спортивных результатов как реализации возможностей всестороннего развития и воспитания, занимающихся различными формами физической культуры. Современный спорт это высокая психическая напряженность, а не только большие физические нагрузки на организм в ходе тренировочного процесса и во время соревнований. Также спортсмен нередко попадает в экстремальные ситуации, к которым необходимо адаптироваться и научиться их преодолевать. Психические нагрузки в спорте существенно увеличились, так как значительно возрос уровень спортивных результатов из-за высокой конкуренции среди спортсменов. Решение существующих в спорте взаимозависимых проблем психической подготовки заметно осложняется, потому что сильнейшие и выдающиеся спортсмены, как правило, являются людьми с особой организацией психики. Это следует учитывать тренерам и спортивным врачам, занимающимся подготовкой таких спортсменов, и организаторам спорта, связанным с обеспечением подготовки и выступлений сильнейших спортсменов, команд, звезд спорта. Также не менее сложные проблемы, связанные с психологическими аспектами, физического воспитания и физической культуры. Различные виды двигательной активности используются для укрепления здоровья, профилактики заболеваний, повышения работоспособности и творческого потенциала, организации гармоничного досуга, борьбы с вредными привычками. Хотя здесь нет специфических экстремальных ситуаций, характерных для спорта высших достижений и связанных с конкурентной борьбой за победу в соревновании или за установление рекорда. Но это не означает, что в оздоровительной физической культуре и физическом воспитании не существует серьезных психологических проблем. Возникающие психологические проблемы разрешают наставники и организаторы деятельности. Роль спортивной психологии в современном спорте повышается с каждым годом. Без спортивного психолога трудно представить себе работу того или иного спортивного клуба, не говоря уже о национальной сборной. Отдельные национальные олимпийские сборные имеют в штате психологов для каждого вида спорта. Активно идут исследования в области изучения психологических возможностей спортсменов. Принципиально важным моментом для будущего спорта является и то, в каком состоянии будет находиться детская спортивная психология. Сегодня много внимания уделяется вопросам тестирования и отбора спортсменов, а также их грамотного воспитания на разных возрастных стадиях и в процессе тренировок. Отдельным важнейшим направлением спортивной психологии стоит считать и работу со спортсменом, который решил покинуть большой спорт, потому что, необходимо, помочь этому человеку сделать это безболезненно. Помочь ему начать новую жизнь вне большого спорта.
Тема 1.2. История становления и перспективы развития спортивной психологии
Задание 1.
А) Ответ: Впервые термин «спортивная психология» был употреблен в XX веке, ввел его основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен. Он также написал первую книгу. Книга носила описательный характер и, наверное поэтому, не получила широкого общественного резонанса. С развитием разных видов спорта и организацией международных спортивных федераций, был проведен первый международный конгресс спортивных психологов в начале XX века. Он был организован 1913 году в Лозанне и собрал в основном психиатров, а не спортивных психологов. Первая мировая война негативно отразилась на развитии спортивной психологии, но уже в 1920 году в Берлине начала работать психотехническая лаборатория под руководством Д. Шульте. Исследования касались разных областей науки, а также и влияния спорта на различные когнитивные способности и развитие личности. Однако, несмотря на это, отцом современной психологии спорта называют психолога К. Гриффита, работавшего в Иллинойском университете. На основе проведенных исследований им было написано 25 статей и две монографии «Психология спортсменов» и «Психология тренерской деятельности». К. Гриффит внес огромный вклад в развитие американской психологии спорта. Он разработал рекомендации по психологической подготовке спортсменов перед соревнованиями. К. Гриффит долгое время работал практикующим психологом в бейсбольном клубе Чикаго.
В нашей стране становление спортивной психологии определялось появлением институтов физической культуры и спорта, в которых психология спорта получила свое официальное название «Психология физической культуры и спорта». В Советское время первые исследования в области спортивной психологии были проведены в 1920 годах в лаборатории экспериментальной психологии и психотехники в Государственном центральном институте физической культуры. Советский психолог А.П. Нечаев является автором монографии «Психология физической культуры». Также А.П. Нечаев стал инициатором открытия в Государственном центральном институте физической культуры ордена В.И. Ленина (ГЦОЛИФК) кафедры психологии, которую возглавил Петр Антонович Рудик. Примерно в тех же годах, в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, открывается такая же кафедра под руководством Авксентия Цезаревича Пуни.
б) какие международные организации координируют развитие спортивной психологии?
Интенсивное развитие «психология спорта» получила после 2 Мировой войны. В 1965 г. по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован 1-й конгресс по психологии спорта. Существенным актом явилось создание санкционированного конгрессом Международного общества психологии спорта – ИССП, избравшего постоянно действующий руководящий орган и президента общества. ИССП активно осуществляет свои функции. С 1970 г. издается официальный орган ИССП – «Международный журнал психологии спорта».
Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так в 1967 г. возникло Североамериканское общество психологии спорта, а в 1969 г. – Европейская ассоциация психологии спорта.
В систему управления международным спортивным движением включены многие международные организации, как правительственные, так и независимые. Важнейшей международной физкультурно-спортивной организацией является Международный Олимпийский Комитет. Международный Олимпийский Комитет (МОК) представляет собой негосударственную международную общественную организацию со штаб-квартирой в Лозанне (Швейцария). Олимпийская Хартия, введенная в действие с 15 июня 1995 года на основании решения 104-й Сессии, МОК в Будапеште. В 1975 году Совет Европы принял Спортивную Хартию Европы. В Совете Европы функционируют следующие спортивно-организационные структуры: Европейская конференция министров, отвечающих за спорт; комитет по развитию спорта; Отдел спорта (секретариат); постоянный комитет «Вопросы насилия в спорте»; группа наблюдателей «Вопросы применения допинга»; сеть спортивной информации; сеть научной информации; Клиринг Хаус - Центр сбора, обработки и распространения информации; Группа мониторинга «Еврофит» - оценка уровня физического развития. Программа СПРИНТ (спортивная реформа, инновация, подготовка) - оказание помощи странам Восточной Европы в реформировании физкультурно-спортивной сферы. Проект КОМПАСС - переподготовка и повышение квалификации кадров спортивных администраторов и менеджеров с единой европейской сертификацией. В Европе существует система управления европейским физкультурно-спортивным движением. В структуру ООН входит Международное Агентство «Спорт для Развития и Мира». Задача Агентства - координировать инициативы в области спорта для всех в соответствии с основными целями Организации Объединенных Наций, в первую очередь, для обеспечения развития и мира. С Агентством по Спорту и Развитию ООН тесно сотрудничает Международный Фонд ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ трактует спорт как «все формы физической активности, которые обеспечивают физическое здоровье, умственное благополучие и социальную интеграцию. Важнейшую роль в развитии спорта для всех играет Всемирная Организация Здравоохранения. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) постоянно отслеживают взаимосвязь образа жизни с основными показателями «общественного здоровья». Генеральная Ассоциация Международных Спортивных Федераций является организацией, основная задача которой - развитие спорта высших достижений, организация взаимодействия между федерациями по видам спорта и проведение международных соревнований по видам спорта. Деятельность Международного Совета по Спортивной науке и Физическому воспитанию (ICSSPE) направлена на то, чтобы физическое воспитание подрастающего поколения являлось приоритетом национальной политики всех государств мирового сообщества. ICSSPE сотрудничает с ЮНЕСКО, ВОЗ, МОК, занимается издательской деятельностью, присуждает ежегодную премию в области спортивной науки. В сфере массового спорта продуктивно работает Международная Конфедерации рабочего спорта. Международная Федерация «Спорт для Всех» вносит существенный вклад в развитие спорта для всех. Общественная организация ТАФИСА объединяет национальные ассоциации и федерации «Спорт для всех».
Задание 2. Выполнить тест:
1. В развитии отечественной спортивной психологии выделяют три основных этапа:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие. – М.: издательский центр «Академия», 2004.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2012. (электр. ресурс ЭБС «IPRbooks»).
3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2007.
4. Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. Методическое поссобие. – М., 2009.
5. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления: монография. – М.: Советский спорт, 2010. (электр. ресурс ЭБС «IPRbooks»).
6. Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений. Записки практического психолога спорта: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2012. (электр. ресурс ЭБС «IPRbooks»).
7. Ловягина А.Е. Психическое состояние спортсмена: история и перспективы исследования // Спортивный психолог, – 2011. № 3. – С. 5.
8. Ложкин Г.В. Развитие представлений о психологическом климате спортивной команды // Спортивный психолог, – 2012. № 2. – С. 16.
9. Ложкин Г.В., Поздняк Н.В. Профессиональное самочувствие тренера // Спортивный психолог, – 2013. № 1. – С. 61.
10. Огородова Т. В. Психология спорта: учеб. пособие / Т. В. Огородова;
11. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2013.
12. Попов А.Л. Спортивная психология: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
13. Практикум по спортивной психологии: практикум / Под ред. Волкова И.П. – СПб.: Питер, 2002.
14. Психология спорта: хрестоматия / Сост.-ред. А.Е. Тарас. – М: АСТ; Мн.: Харвест, 2007.
15. Панков В. А. «Физическая культура и спорт в жизни женщин»\\ «Теория и практика физической культуры» №9 -1998г С.-46.
16. Стамбулова, Наталья Борисовна. Психология спортивной карьеры : Учеб. пособие / Н. Б. Стамбулова. - СПб. : Центр карьеры, 1999. - 367 с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-901126-01-7
17. Савенков Г.И. П.А. Рудик и его вклад в психологию спорта психологии // Спортивный психолог, – 2013. № 2. - С. 5.
18. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2007.
19. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / Сост. и общая редакция Волкова И.П. – СПб.: Питер, 2002.
20. Усольцева А.А. Трудности в становлении гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта // Вестник спортивной науки, – 2014. № 3. – С. 56.
21. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте: монография. – М.: Советский спорт, 2006.
22. Юров И.А. Теоретические подходы к построению психологической модели «идеального» спортсмена // Спортивный психолог, – 2013. № 1. – С. 18.
23. Яковлев Б.П. Методологические направления спортивной психологии // Спортивный психолог, – 2013. № 2. – С. 12.